Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Легенды столицы11 сентября 2013 17:12Автор: Марина Мурзина

Измайловский рай

Царь всея Руси Алексей Михайлович возмечтал сотворить в селе Измайлове... рай на земле

И ведь у него получилось задуманное. Древняя вотчина бояр Романовых ещё со времён Михаила Фёдоровича, полученная в наследство от Никиты Захарьина-Юрьева (а тому пожаловал село сам Иван Грозный), стала-таки рукотворным раем на отдельно взятой территории царской усадьбы.

Сначала в 1663 г. создали искусственный остров, единственный в России для которого перекрыли речку Серебрянку запрудами, где до сих пор плещутся караси. Насадили сады дивные с персиками, миндалём и грецкими орехами, с виноградниками, «арбузами шемаханскими и бухарскими дынями», оранжереями и рощами (обновлённая берёзовая роща растёт на том же месте и сегодня). Провели трубы для полива — водопровод по-нынешнему. Посеяли аптекарский огород с травами.

Льняная мануфактура, стекольный завод, скотные, птичьи и пасечные дворы, винокурня (всё здесь произрастаемое и произведённое поставлялось прямо к царскому столу), десятки прудов и 7 мельниц — это было образцовое хозяйство, зря, что ли, иноземные специалисты привлекались! Разводились павлины, фазаны, индюки, имелся даже зверинец с иностранными тиграми, львами, жирафами и антилопой гну! Плюс охота обычная и сокольничья (любимая забава Алексея Михайловича), рыбалка...

Из Пскова государь велел перевезти «добрых и умеющих людей», поручив им льняное и «льноткацкое» дело. Из Белгорода — тех, «которые всякие птицы водят, лебеди, гуси и иные». Из Смоленска вызвали мельников, плотников, прудников, «рыбных ловцов», пасечников, кожевников, печников, сыромятников... Садоводов и огородников — из Киева и Астрахани.

«Райскую» картину дополняла небольшая церковь Иоасафа, царевича Индийского, чрезвычайно редкое сооружение в честь практически неизвестного на Руси святого, к тому же заморского. Жил себе этот самый царевич, отгородившись от страшного и жестокого мира, и знать не знал, что есть на свете горести, болезни, страдания и смерть. Церковку ту, уже давно заброшенную, разобрали на кирпичи ещё до Великой Отечественной войны местные жители, но место, где она располагалась, доподлинно известно. Что же сегодня составляет славу «Измайлово», родового царского гнезда?

Конечно, это мостовая, проездная трёхъярусная башня 1674 г. и жемчужина усадьбы — пятиглавый храм Покрова Богородицы (самое впечатляющее и величественное здание на острове). Его строительство было начато на месте прежней деревянной церкви при Алексее Михайловиче, а закончено при Фёдоре Алексеевиче. Кстати, по привычке мы говорим — «построил государь», но кто на самом деле создал эту красоту, положив на это годы труда? Дивный узорчатый Покровский собор возвела артель костромских и ярославских каменщиков во главе с Григорием и Фёдором Медведевыми. А уж ими руководил москвич — каменных дел умелец Иван Кузнечик. Собор и башни украшены разноцветными «поливными» изразцами (керамическими плитками, покрытыми глазурью, нанесённой особым образом), а их авторы были известны уже тогда — Игнат Максимов и Степан Иванов (Полубес).

Покровский собор, украшенный «поливными» изразцами. Фото: Гравюра второй половины XVII века

Храм, разумеется, закрыли в советские времена. Ценности, слава Богу, были сданы в Исторический музей, но из нескольких оставшихся икон были сделаны... полки для хранения банок с лаками и красками — в храме «учредили» лакокрасочный склад. Иконы, которые после открытия храма в 90-е годы XX в., вновь обрели свой облик после «полочного» кощунства и находятся сейчас в храме слева от алтаря. Остальное внутреннее убранство — новодел. Зато чудом вернулась сюда святыня — чудотворная икона Ново-Иерусалимской Божьей Матери!

А тысячи изразцов составили самую крупную в Европе коллекцию фасадной керамики и изразцового производства — от времен Ивана Грозного до наших дней. Лишь очень малая часть составляет постоянную экспозицию «Московский изразец XV-XX вв». Там видим, как из комка мятой рыжей глины получается красота: пиршество красок, сюжетов, от иконописных до портрета Максима Горького. От изразцов Михаила Врубеля до работ студентов Строгановского училища. Есть здесь и гордость коллекции — печь из палат бояр Романовых.

Между прочим, в Покровском соборе пел в юности на клиросе царевич Петр, здесь же, в Измайлове, в мае 1688 г. нашел он в амбаре старого льняного двора английский ботик «Святой Николай» и спустил его на воду в пруд. Так что Измайлово — еще и «колыбель российского флота», и в память об этом здесь с 1998 г. установлена статуя Петра I работы знаменитого А. Е. Кербеля.

В конце 17 в. Измайлово постепенно стало утрачивать своё значение, да и столицу перенесли в Санкт-Петербург. Оно стало резиденцией царицы Прасковьи Федоровны, вдовы Ивана V, брата Петра I (но, кстати, зверинец придворный просуществовал на Измайловском острове до середины 19 в. А в 1837-м Николай I принял решение о строительстве здесь военной богадельни для 20 офицерских и 400 нижних чинов, ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 г.

К реставрации усадьбы и строительству новых зданий приступил К. Тон (построивший Храм Христа Спасителя). Он «дополнил» с двух сторон Покровский собор корпусами с казармами для солдат и квартирами для господ офицеров, с госпиталем, столовой, отдельным семейным корпусом. Весь этот «военный городок» просуществовал до 1918 г., а затем портрет над аркой Николая I при въезде в «Николаевскую богадельню» (а ее так и называли) заменил портрет Николая Баумана, а военный городок стал рабочим «городком им. Баумана» (адрес, кстати, до сих пор такой).

В бывшей райской царской резиденции-усадьбе, во всех строениях, деревянных бараках, даже и в здании парадных ворот поселились рабочие ближайших заводов, разумеется, в коммуналках. Вода — ведрами из прудов. Туалеты — на природе, посреди исторических садов и рощ. Этот многонаселенный людской муравейник просуществовал до 60-х — 70-х гг. XX в. И сегодня о его бытовании напоминает лишь уникальный музей, постоянная экспозиция коммунального быта той эпохи. Вот сильнейшее впечатление после собора с изразцами! Два помещения, кухня и комната, со всей атрибутикой еще и моего детства: тазы и кастрюльки, примусы и патефон с радиолой, коврик с оленями и духи «Красная Москва», деревянные санки и банки для круп, семейные фото на стенах и даже альбом. Чего тут только нет! И, честно говоря, уходить не хочется, все опознавая и опознавая ностальгические эти приметы и предметы, и вспоминая тот в мельчайших подробностях воссозданный «коммунальный рай» (благодаря Клубу любителей истории Измайлова). Предметы сотрудники покупали на толкучках и блошиных рынках, порой — чего уж там! — приносили со свалок, очень многое приносили и приносят бывшие жители этого «рая». Что же, для них, наверно, это тоже был своеобразный рай. Коль скоро тянет к себе их и по сей день это удивительное место — Остров Измайлово.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru