Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование15 февраля 2017 16:05Автор: Татьяна Уланова

Физики и лирика. Как жили создатели нашего ядерного щита

Фото: автор
Обеденный стол и стулья из гостиной Бориса Курчатова

Самодельный светильник в виде атома, полные собрания сочинений Ленина и Сталина, радиоприёмник «Филипс» 1930-х годов, детский бильярд. И даже головная часть ядерной установки - уникальный предмет, которого нет больше нигде. Что ещё можно увидеть в Музее быта советских учёных?

Москва. Район Щукино. Архитектурный ансамбль «Академгородок Лаборатории № 2 АН СССР». Четырёхэтажный и два трёхэтажных дома. Всего 62 квартиры. Сквер, парк 9 га. Белки, ястребы... И тишина - редкое состояние для круглосуточно бурлящего мегаполиса. Время здесь остановилось. Просто замерло на отметке «1947 год». И всё!

Строго секретно

- Здесь получил квартиру и мой дед Василий Селивёрстович, учёный, работавший с Курчатовым, - рассказывает директор музея Олег Золотарёв. - Это было первое жильё для сотрудников Лаборатории № 2, позже ставшей всемирно известным Курчатовским институтом. Дома возводились по постановлению Госкомитета обороны от 15 мая 1945 года в рамках проекта строительства специальной установки - циклотрона. Все - за подписью Сталина. Строго секретно. Строили пленные немцы. Через дорогу находились картофельное поле, огороды (их выдавали вместе с квартирами учёным), рядом лес. Возле Москвы-реки большая колония с бараками. Так, с Невского проспекта бабушка с дедушкой попали в деревню Щукино.

Профессорам и академикам создавали все условия для работы и отдыха. Проектировали дома с богатым внешним декором Иван Жолтовский (сам академик архитектуры) и Леонид Карлик. Въездные ажурные ворота, во дворе скульптуры - девушка с веслом и дискобол, ваза-фонтан. На каждом этаже  две меблированные квартиры с улучшенной отделкой: 98 и 123 м². А планировка с альковом для домработницы актуальна и сегодня. Даром что учёные уходят (здесь осталось три академика РАН), родст­венники часто продают квартиры, а новые жильцы нещадно сбивают лепнину и закатывают всё в гипсокартон.

В 2007-м ансамбль стал выявленным объектом культурного наследия. А мог быть цинично снесён крупным застройщиком. Спасти уникальный комплекс помогло только создание ТСЖ.

Просторная прихожая, кухня, гостиная, кабинет, спальня - по большому счёту, каждая квартира была рассчитана на двух человек. Хотя у Андрея Сахарова и его первой жены - Клавдии, например, было трое детей... Непременный атрибут обстановки - большая библиотека. В те времена книги ещё не играли роль предметов интерьера. Их читали. А школьники искали информацию в Большой советской энциклопедии - Интернета не было!

Такой мебелью были обставлены кухни учёных. Фото: автор

- Первый телевизор здесь появился у Алексея Наумова (он занимался подводными лодками с ядерными реакторами) - так все соседи ходили к нему смотреть. Создатели ядерного щита СССР физики не только работали по 12-20 часов, но и активно отдыхали. Путешествовали на автомобилях, занимались спортом. Семья Петра Спивака, к примеру, передала нам его ледорубы - он ходил в горы. Многие увлекались фотографией: сами проявляли плёнки, печатали снимки, закрывшись в ванной. Даже бумажка сохранилась: «Осторожно! Идёт печать. Свет не включать!»

К слову, именно Пётр Ефимович Спивак измерял массу нейтронов ядерной установки, часть которой ему потом и подарили на юбилей. Не радиоактивную, конечно. В музее это один из немногих предметов за стеклом. Вообще-то пространство создаёт ощущение профессорского жилья. Идея музея возникла, когда родные продавали квартиру брата Игоря Курчатова - Бориса, радиохимика, занимавшегося проблемами деления оружейного плутония. Мебель, предметы интерьера, часть библиотеки, личные вещи - всё могло быть безвозвратно утеряно.

Привет из прошлого

- Мысли о музее ещё не было, но я понимал, что выбросить часть нашей истории - преступление, - вспоминает Золотарёв. - А спустя несколько лет среди вещей Бориса Курчатова обнаружили проигрыватель пластинок. Электрический, но похожий на патефон. Впрочем, уникальность его не в этом. При переносе отвалилась нижняя крышка, и мы увидели карандашную подпись Игоря Курчатова с датой. Видимо, был подарок брату.

Но настоящей кладовой оказались антресоли в квартире Бориса Васильевича. Чего там только не было! Чемоданчик с рыболовными снастями, полные бутылки со спиртными напитками, любимые папиросы и даже валики для наката. Была мода - на крашеные стены серебрянкой наносился рисунок. Получалось «как обои».

А вот Игорь Васильевич Курчатов в этом комплексе бывал, но не жил. Для него построили двухэтажный коттедж на территории института. Сегодня это мемориальный дом-музей. Но попасть туда сложно...

Экспонаты музея вызывают щемящее чувство. Здесь вспоминают детство, студенческие годы, ту жизнь, в которой были зубный порошок в пластиковой коробочке и хрустальные вазы, карболитовый телефон и деревянные лыжи, подстаканники с эмблемой Олимпиады-80 и плюшевая скатерть на круглом столе.

Кстати, тема еды и напитков здесь не последняя. На первом этаже дома, где располагается музей, раньше был гастроном. От него остались витрина винно-водочного отдела (в эпоху Горбачёва перевоплотившегося в «Соки-воды»), барная стойка, таблички, прейскуранты. Грешно было бы лишить себя такого наследства, посчитали создатели. Ведь и гастроном, снабжавшийся наравне с «Елисеевским», - составляющая быта профессоров и академиков.

Кажется, картина жизни учёных полная - глазу просто негде отдохнуть. Выручают торговые интернет-площадки. Делают подарки посетители, жители. А вот Любовь Андреевна Сахарова считает неправильным передавать предметы из квартиры отца в музей, пока там хоть что-то напоминает о Сталине.

Андрей Сахаров с первой женой - Клавдией. Фото: личный архив

- Вещей много, прихожая уже выглядит как коридор в коммуналке, - смеётся директор Золотарёв. - Тем не менее в уголок гастронома хотелось бы приобрести конусные колбы для соков, стоявшие когда-то в каждом магазине. Мечтаем оборудовать кухню, детскую... Хотя сами учёные вещизмом не страдали. ­1980-е годы в квартирах легко уживались с антикварными 1940-ми. Помню, папа хотел выбросить дубовый буфет и купить стенку. К счастью, дед не позволил. Его уже нет. А буфет до сих пор радует нас на кухне.

Интересные факты

Музей существует на деньги ТСЖ «Курчатовское». 

Предпочитает групповые экскурсии индивидуальным. 

Записаться можно, позвонив по телефону: +7 (499) 196-06-59.

Адрес музея: ул. Маршала Новикова, д. 1.

Стоимость билета 200 руб.

Возрастных ограничений нет.   

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru