О глубине казахских руд

Джамиля Утегенова — и сама учёный, и дочь известного научного деятеля Казахстана.
Дочь учёного и врача из Казахстана вернулась в Москву, где полюбили друг друга её родители.
Московский востоковед Джамиля Утегенова много лет назад приехала из Казахстана учиться в город, где когда-то встретились и полюбили друг друга её родители: основатель Академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев и главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения Казахской ССР Камила Утегенова.
Учёный и врач
Отца Джамиля Утегенова видела только урывками. Она знала, что он большой казахский учёный, депутат Верховного Совета СССР. Но для маленькой Джамили Каныш Сатпаев был просто папой, с которым не удавалось побыть долго вместе.
«Мои родители познакомились и полюбили друг друга в Москве, – рассказывает Джамиля Утегенова. – Мама здесь защищала кандидатскую диссертацию. А у папы был период опалы – в 1950-х ему припомнили дворянское происхождение. Друзья порекомендовали ему на время покинуть Казахстан. Папа переехал в Москву, где занимался составлением карты полезных ископаемых Казахстана».
Так и встретились казахский учёный и талантливая молодая врач из Алма-Аты. Он был в возрасте и женат, а она полюбила его за ум и талант. В результате этого романа уже в Казахстане на свет появилась Джамиля.
«Отец навещал нас, – рассказывает Джамиля Утегенова. – Приезжал с подарками. Дарил мне немецких кукол, книги по астрономии».
Каныш Сатпаев умер, когда Джамиле было 14 лет. После окончания школы она отправилась в Москву и поступила в МГИМО. Стать востоковедом было её мечтой. Получив диплом, девушка начала работать на радио редактором выпуска, вещавшего на Китай. Она прекрасно говорила на китайском. Джамиле дали комнату в коммуналке на Новочерёмушкинской улице и московскую прописку.
Девушка училась в заочной аспирантуре Института государства и права при Академии наук СССР. И в 1975 году встретила там своего будущего мужа Сергея Егорова.
«Помню, как я боялась знакомиться с мамой Серёжи, – говорит Джамиля Канышевна. – Но она очень радушно меня встретила. А после свадьбы мы поехали в Алма-Ату знакомиться с моими родственниками. Мама пригласила около тридцати гостей. Серёжа всем понравился, его называли «киеу бала» – наш зять».
Джамиля и Сергей прожили вместе 17 счастливых лет. У них родились двое сыновей, они поездили по миру. Егоров был учёным-американистом. В 1990 году супругов пригласили в Бостон на полгода. Сергей читал серию лекций в Гарварде. Утегенова работала в Институте мировой экономики и международных отношений, занималась развивающимися странами. Как-то поехала на месяц в Индию. Жила в Дели.
Удар судьбы
Сергей очень любил казахскую кухню, и Джамиля готовила плов, бешбармак, лагман. А в декабре 1992 года их счастье разбилось вмиг. Сергей – он возглавлял тогда созданный им Институт европейского права – возвращался с работы. Переходил улицу по пешеходному переходу, и его насмерть сбила машина. «Когда Серёжа не вернулся с работы, я всё поняла, – до сих пор мучают воспоминания Джамилю Канышевну. – Принялась звонить в милицию. Всю ночь не спала. А в шесть утра ко мне зашёл участковый и сообщил, что Серёжи больше нет. Машину, которая его сбила, так и не нашли».
Джамиля осталась одна с двумя детьми. Старшему было 14 лет, младшему 8.
В институте платили мало. Чтобы прокормить детей, женщина занялась бизнесом – с подругой открыла издательство, специализирующееся на выпуске книг по истории и культуре Востока. Авторами были её знакомые учёные-востоковеды. Книги пользовались огромным спросом.
«Например, книга «Китайские праздники» вышла тиражом 3 тысячи экземпляров и была раскуплена, – вспоминает Утегенова. – А «Мусульманские праздники» выдержала три издания».
Бизнес был шикарным, но Джамиля и её подруга не относились к нему серьёзно. Это было почти что хобби. И в середине нулевых бизнес заглох.
Сейчас Джамиле Канышевне 76 лет. Оба её сына окончили МГУ и выбрали творческие профессии: старший, Тимур, работает дизайнером, младший, Андрей, тоже в мире искусства.
Справка
Каныш Сатпаев (1899–1964) – советский учёный-геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик АН Казахской ССР и АН СССР, первый президент Академии наук Казахской ССР. Занимался организацией разведки полезных ископаемых в Казахстане.
Когда в августе 1941 года немецкая армия захватила крупнейшее в СССР Никопольское месторождение марганца, Сатпаев открыл марганцевый рудник на реке Джезде, который уже к 1943 году стал давать 70% всех марганцевых руд страны.
Сатпаев – неоднократный лауреат Сталинской и Ленинской премий. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.
- 01 июля 2025 19:57
-
«С родными говорю на тувинском»
01 июля 2025 19:52 - 01 июля 2025 19:48
- 01 июля 2025 19:32