Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Между нациями17 июля 2012 21:36Автор: СтоЛИЧНОСТЬ

Телефоны одинаковые - языки разные?

Фото: Эдуард Кудрявицкий
Позвонить сегодня можно хоть в Узбекистан, хоть на Украину

Глобализация не приведёт к стиранию различий

Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая, экс-министр по национальной политике РФ.

Некоторые считают Российскую Федерацию загадочной страной. Я же смотрю на неё как на достаточно тривиальный случай в мировой системе государств. Почему? Да потому что она похожа на все крупные страны мира. Я не знаю ни одного государства с большой территорией, которое не было бы сложным по составу населения  и в этническом, и в религиозном, и в языковом плане.

И с точки зрения этого разнообразия возникает дискуссия: куда всё-таки движется мир? В сторону большей монокультурности или в сторону усложнения культурной мозаики? Прогнозы о том, что глобализация приводит к уничтожению различий, на мой взгляд, оказались несостоятельными. То есть различия стираются в материальной сфере - это касается пищи, повседневной одежды, жилища, техники. Сегодня по своему внешнему, материальному облику народы почти неотличимы. Все ездят на одинаковых машинах, пользуются одинаковыми мобильными телефонами и компьютерами. А вот праздничная одежда, язык, обычаи у них по-прежнему разные. То есть наметилась такая тенденция - отличия у людей переходят в духовную сферу. И там разрушения культурной мозаики мира не происходит.

Сегодня мигранты, переехавшие в другую страну, не стремятся походить на местных, например, скорее стать американцем или немцем и начать говорить, как они, без акцента. Нет, напротив, они дорожат своей индивидуальностью и непохожестью. А всё потому, что теперь они не остаются один на один с чужой средой. Есть современные средства связи, в первую очередь Интернет, который позволяет активно общаться с родственниками и друзьями, оставшимися дома. Развивается транспорт, и уже не составляет труда посетить родные места, даже если они находятся на другом краю Земли. Всё это позволяет людям не только поддерживать, но и развивать культурные и экономические связи с покинутой родиной.

Поэтому современный человек вбирает в себя одну-две-три культуры и может свободно переходить из одной в другую. Современные люди, особенно потомки смешанных браков, или люди, выросшие в сложной культурной среде, в равной мере владеют языком, любят и уважают традиции и отца, и матери. И абсолютно двуязычны. И поэтому сказать, какой у них именно язык родной, нельзя. А ведь вся наша практика и теория до недавнего времени предполагали, что родной язык может быть только один, причём правильно, если это будет язык матери. Но эта норма всё-таки уходит в прошлое, и человек, как я уже сказал, становится гораздо более сложным.

В связи с этой тенденцией сегодня ведутся очень жёсткие споры не только в науке, но и в политике: а что такое нация, что означает принадлежность к тому или иному народу?

Старые суждения основаны на так называемом группизме, то есть человек обязательно должен быть членом группы - и только одной группы. А то, что форма самосознания идентичности может быть подвижной, сложной и при этом невзаимоисключающей, - мы ещё пока понимаем с большим трудом.

Вся практика и теория группизма построены на жёстких границах. Согласно им человек во что бы то ни стало должен зафиксироваться. И этот прин­цип, к сожалению, прочно работает в реальной жизни. Например, федеральная автономия по российскому законодательству может быть у одного народа только одна. Только один «начальник» может быть у татар, у евреев, у казаков и так далее... На мой взгляд, понятие того, что человек может быть одновременно в нескольких культурах, должно быть признано. Может быть, не как законодательная норма, но как возможность.

А пока в России такой возможности нет. Что доказывает не только работа автономий, но и практика переписи населения. Из паспортов в нашей стране обязательную графу «национальность» убрали, а в переписи вопрос о национальной принадлежности есть, и под него выделено минимум места, потому что не подразумевается расширенный ответ.

Но всё равно мы приближаемся к тому, что будем давать возможность людям принадлежать не к одной, а к двум-трём культурам и их традициям. Правда, с религиями всё куда сложнее. Как известно, есть такие, которые даже осуждают или наказывают переход в другую религию. Но право быть человеку вне религии, выходить из религии, менять религию - одна из фундаментальных свобод, достигнутых в современном мире.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru