Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона15 августа 2017 20:18Автор: Дмитрий Писаренко

Как горожане деревню спасают

Фото: автор
Так сейчас выглядит большинство изб в заброшенных северных деревнях

Никита Покровский: «В российской глубинке немало точек роста»

В середине 1990-х он, городской житель, москвич, купил старенькую избу в костромской деревне. И превратил её в современный сельский научный центр. Поэтому о быте, нравах и интересах крестьян знает не понаслышке. На основе своих наблюдений доктор социологических наук и ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики» Никита Покровский создал научную концепцию. Он убеждён: она поможет вернуть к жизни ту Россию, что простирается за пределами городов.

«Тут не до бутылки»

- Никита Евгеньевич, по оценкам экспертов, 5-6% жителей российских мегаполисов готовы переехать в сельскую местность, как в своё время поступили вы. Это что - тенденция, мода?

- Во всём мире число людей, оставляющих большие города, неуклонно растёт. В некоторых странах на это готова решиться четверть трудоспособного городского населения. В России, конечно, своя специфика.

Надо понимать, что мегаполис - в перспективе тупиковая ветвь цивилизации, он находится на грани самоисчерпания, несмотря на все усилия так называемых «урбанистов» его очеловечить. Большой город отрезан от природы, и, как его ни улучшай, сколько ни сажай деревьев, основные проблемы не решить - это сомнительная экология, низкое качество продуктов питания, стрессы и хроническая усталость, которая приводит к целому ряду болезней.

Уверен, рано или поздно в мегаполисах в итоге останутся жить госслужащие и гастарбайтеры. Все, кто может работать дистанционно, из них уедут. Это бизнесмены, финансисты, работники IT-индустрии, люди творческих профессий... Причём необязательно переезжать в деревню на постоянное место жительства. Для многих выходом станет вахтовый метод. Кстати, массовые выезды горожан на дальние дачи в летний сезон - форма как раз такого «гибридного» образа жизни.

.Усилиями энтузиастов их можно восстановить и даже наладить в них научную деятельность. Фото: автор

- И чем «пона­ехавшие» в деревню горожане способны ей помочь?

- Для начала - не дать ей умереть... Когда я купил избу в деревушке Медведево (это Кост­ромская область), там оставалось 3-4 жителя. Деревня была абсолютно заброшена. Потом ко мне в гости стали приезжать знакомые из Москвы, и кое-кто также начал покупать жильё, выставленное на продажу, - не только в Медведеве, но и в соседних поселениях. И сейчас в общем и целом деревня встала на ноги. Мы открыли в ней научно-исследовательскую базу Сообщест­ва профессиональных социологов. Летом сюда приезжают студенты, они проходят здесь практику, опрашивая жителей окрестных деревень по разным предметам исследований. На бывших сеновалах, переоборудованных в залы, мы проводим конференции. На них приглашаем местных чиновников, как-то приезжал губернатор Костромской области. Для сельских детей теперь работает кружок по информатике, у людей появились компьютеры, доступ в Интернет.

Чтобы провести научную конференцию, приходится решать насущные проблемы, от чего выигрывают все жители деревни. К примеру, договариваться о ремонте дороги (гости должны ведь как-то сюда проехать). Кроме того, горожане дают возможность селянам заработать: кому-то - на продаже грибов и ягод, кому-то - на плотницких и каких-то иных работах. Это помогает и проблему пьянства решить. Когда человек чувствует себя востребованным, ему уже не до бутылки. Конечно, это упрощённая схема, но она медленно начинает себя реализовывать.

Получается, что деревня, которая, согласно всем социально-экономическим прогнозам, должна была исчезнуть с лица земли, вошла в новое для себя состояние. И это благодаря приехавшим из Москвы учёным. Парадокс и только. Но за ним весьма серьёзная реальность, в том числе так называемой «цифровой экономики» и экономики знаний. Внегородские пространства России во многих случаях открывают перед нами перспективы завтрашнего дня. И это не маниловские мечтания, а перспектива, обоснованная данными наших исследований.

Социолог Никита Покровский с женой Ульяной и дочкой Ярославой. Фото: автор

Атлас сёл и деревень

- Но на все исчезающие деревни никаких учёных не хватит. Можно ли этот опыт перенести на всю страну?

- Скажем прямо: все деревни спасти (точнее, перевести их в новое состояние, в новый формат экономики) не удастся. Какие-то неизбежно исчезнут. Но те, где можно найти точки роста, где живут люди, заинтересованные в будущем своих детей, имеют шанс подняться.

- Что это за точки роста?

- Это возможности выстроить «очаговую» экономику. По каждой деревне (или группе деревень) нужно смотреть конкретно. Почти у любого брошенного поселения можно найти полезные «потребительские качества». Где-то это может быть туризм, где-то замечательная рыбалка или охота, где-то федеральная трасса недалеко проходит, а это тоже ресурс - можно построить мотель. В каком-то районе столетиями лён выращивали, в другом есть залежи уникального полезного ископаемого - например, редкого вида глины. По всему российскому Северу можно дикоросы собирать - те же грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, семена. Это огромный задел для торговли - горожане просто жаждут экологически чистой продукции.

Хороший ресурс связан с историей, восстановлением усадеб и прочих памятных мест. Скажем, в нашем Мантуровском районе есть деревня Давыдово, связанная с декабристами. Там жила Наталья Апухтина, ставшая прототипом Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». Можно восстановить усадьбу, устраивать в ней фестивали, проводить исторические реконструкции, давать концерты.

- Идея понятна. Но кто будет её реализовывать?

- Убеждён, что это должны делать местная власть и неправительственные организации. Вернее, союз тех и других. Стратегия простая: в каждом районе нужно организовать если не научный, то хотя бы экспертный совет, который изучил бы и точечно сориентировал все местные поселения, чем им стоило бы заниматься. Достаточно проехать по району, побеседовать с жителями каждой деревни, и картина станет ясна. Будет понятно, где и как при минимуме инвестиций добиться экономического прироста. Кстати, здесь также могут пригодиться приезжие дачники. Ведь за каждым из них, как правило, есть какой-то ресурс в городе - связи, бизнес, специалисты...

Можно составить карту ресурсов муниципальных образований. Это некий атлас, где отображена конъюнктура каждого села и деревни. Дальше смотрим, можно ли их как-то объединить, связать друг с другом в общую модель, продумать логистику, интегрировать в экономику области. Всё это вполне решаемо, но на это нужна воля местных (даже не областных, а районных) властей и готовых помогать горожан.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru