Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона23 марта 2021 21:50Автор: Владимир Полупанов

«Чтим грузинские традиции»

Фото: личный архив Т. М. Гвердцители
Тамара Гвердцители

Тамара Гвердцители — о маме, любимых песнях и блюдах.

Певица Тамара Гвердцители в интервью «СтоЛИЧНОСТИ» рассказала о том, почему отказалась от контракта с Мишелем Леграном, кто главный на грузинской кухне и какие песни объединяют людей. 

– Тамара Михайловна, у вас половина грузинской крови, половина еврейской. Какая чаще перевешивает?

– Смотря в каких ситуациях. Если такое смешение кровей может мешать в быту, то в музыке помогает взлететь над реально­стью и парить над городом, как на картине Шагала («Над городом». – Ред.) (смеётся).

– Мешает в бытовых ситуациях? Поясните.

– Были всякие времена. То кавказская национальность мешала, то выясняли, достаточно ли у меня еврейской крови, чтобы быть умной и талантливой (смеётся).

– Тянет ли вас на родину, в ­Грузию?

– Я человек с ярко выраженной эмоциональностью. Поэтому, конечно, меня тянет на родину. Там живут мой брат Павел, отец. До пандемии мы часто ездили в Грузию, но границы уже год, как закрыты. По этой же причине не можем увидеться вживую с сыном Сандро, который учится в Лондоне. Только по телефону общаемся. Я и моя мама очень переживаем за него. Но что делать? Это всемирная ситуация. Дай бог, чтобы все ­были здоровы.

«На фоне мамы я ученица»

– Вы по-прежнему живёте вместе с мамой?

– Мы всё друг для друга, у нас космическая связь. А иначе в моей жизни не может быть. Мне кажется, что это нормально. Ненормально то, как чаще всего сегодня относятся дети к своим родителям – без любви и даже уважения. Думаю, в моём случае это воспитание. Это такое счастье иметь такую маму, как у меня!

– Сохраняются ли в вашей ­семье грузинские традиции?

– Обязательно. Традиции чтим и сохраняем в виде застолий с тостами и песнями, отношений. Помимо всех православных праздников 14 мая каждый год отмечаем и День поминовения царицы Тамары – Тамароба. 

– Вы как-то сказали, что «хачапури, хинкали и пхали для моего организма – это правильное питание, вопрос только в количестве». 

– Всё зависит от настроения. Мама довольно часто готовит всякие грузинские блюда – балуем себя помаленьку. Но сейчас я, конечно, очень сдержанна в еде. А вообще не скажу, что грузинская кухня преобладает в нашем рационе, у нас интернационал (смеётся).

– Есть ли у вас фирменное блюдо?

– Это грузинские салаты и закуски, например, пхали из овощей и грецких орехов. Хотя у мамы всё равно всё получается гораздо вкуснее, на её фоне я выгляжу ученицей.

Рецепт пхали из шпината от Тамары Гвердцители

Что нужно?

● Шпинат свежий или замороженный – 500 г
● орехи грецкие – 1 стакан
● чеснок – 3 зубчика
● хмели-сунели – 0,5 ст. л.
● кинза – 1 пучок
● винный уксус – 1 ч. л.
● соль – по вкусу
● зёрна граната для украшения

Как готовить?

■ Шпинат (черешки и листья) отварить в кипятке (2–4 мин.), затем измельчить на мясорубке или блендере.
■ Орехи перемолоть в порошок при помощи мясорубки или в кофемолке.
■ Чеснок крупно нарезать и вместе с кинзой (брать надо только листья) перемолоть в блендере или мясорубке.
■ Грецкие орехи, шпинат, зелень перемешать и посолить.
■ Чтобы пхали не были пресными, нужно добавить немного винного уксуса и хмели-сунели. В итоге масса для пхали должна быть такой, чтобы из неё можно было легко формовать шарики. Серединку вдавливаем и украшаем зёрнами граната.

Между карьерой и семьёй  

– В 1991 г. вам предлагали контракт с Мишелем Леграном, однако вы вернулись на родину. Почему всё же не выбрали благополучную Францию? Ведь тогда, в начале 1990-х, на всём постсоветском пространст­ве царили неразбериха и хаос... 

– Конечно, знакомство с Леграном (композитор, пианист, аранжировщик, певец. – Ред.) и возможность работать с ним – это подарок судьбы! Я неплохо говорила по-французски. Думаю, и с репертуаром для этого рынка не было бы проб­лем, потому что за дело готовы были взяться прогрессивные продюсеры. Но в контракте существовал пункт, согласно которому я должна была жить во Франции одна, без семьи. Этот пункт меня сильно смутил. Я совсем не карьеристка, жертвовать семьёй ради сцены – это не моя история. Поэтому вернулась. Жила то в Тбилиси, то в Москве. Все дрязги и страсти в российском шоу-бизнесе начала 1990-х обошли меня стороной. Я пела в «Олимпии» (самый старый из ныне действующих концертных залов Парижа. – Ред.), часто встречалась с маэстро Леграном, который тогда писал для меня песни. Наши хорошие отношения, совместные концерты сохранились до конца его жизни (2019 г. – Ред.).

Я никогда не жалела о том, что мы приняли совместное решение с французскими продюсерами не заключать контракт. Почему-то была уверена, что большие перемены в моей жизни ещё наступят. Так и получилось. После Франции, как вы знаете, был период, когда я жила в Америке. Но никогда передо мной не стоял вопрос, что я поеду куда-то одна, чтобы добиваться успеха и славы. Женщина-артистка не может существовать одна. Если ты выбираешь не семью, а карьеру, это разрушительно действует на личность. 

– 20 лет назад вы приняли гражданство России. Как на родине восприняли этот ваш шаг?

– В далёком теперь уже 2000 г. у меня ещё оставался паспорт советского образца. Грузия, естественно, всем своим гражданам автоматически выдавала паспорта. Но я должна была перемещаться по всему миру с гастролями. Чтобы не было проблем на границе, надо было иметь российский паспорт. Мой выбор все приняли, отнеслись к нему правильно. 

– Каким вам видится сейчас наше советское прошлое? Было больше плюсов или минусов в ­огромной стране?

– С одной стороны, сущест­вовала мощная государственная машина, но с другой – во всём этом было что-то грандиозное. СССР был удивительной мульти­культурной страной с таким сумасшедшим замесом, аналогов которому нет. Такое больше не повторится.

Да, какая-то часть мировой музыки была запрещена в связи с идеологией. Но даже в те времена многое до нас доходило, я знала в Тбилиси людей с огромными музыкальными коллекциями. Мы всё это слушали. Пересматривая советские новогодние «Голубые огоньки», которые сегодня только ленивый не ругает, поражаюсь тому, какие люди в них участвовали: Плисецкая и Щедрин, Ростропович и Вишневская, Рихтер, Гилельс. Я уже не говорю о всех великих эстрадных музыкантах, певицах и певцах. Это наше прош­лое, нельзя его отрицать и что-то в нём не любить. Всё равно остаются в памяти только светлые моменты, особенно когда смотришь на старые ­фотографии.

Песни прошли проверку временем

– Вы окончили консерваторию, благодаря образованию можете петь что угодно – от оперных арий до эстрадных шлягеров. И всё же какие песни считаете главными в своём репертуаре?

– «Виват, король!», «Мамины глаза», «Ностальгия», «Воздушный поцелуй», «По небу босиком», «Ориентир любви». И конечно, грузинские песни, которые я всегда пою. Их любит слушатель. Самое главное, что эти песни вне времени и вне политики. Есть такое свойство, особенно у эстрадной музыки, у новоявленных жанров, – быст­ро завоёвывать популярность и так же быстро её терять. Если песни прошли проверку временем, артист может быть спокоен.

– Судя по вашим отчётам в Инстаграме, в последнее время вы выступали в разных сборных концертах, в частности, посвящённых юбилею фильма «Офицеры», юбилею Сергея Пенкина, 100-летию Театра им. Вахтангова, 14-летию «Шансон ТВ» и др. Никому не отказываете, когда вас просят спеть?

– Если приглашают, если есть силы, энергия и что сказать зрителю, не вижу смысла отказываться. Правда, большинст­во этих концертов снимается для телевидения, и они проходят без зрителей. Но зато есть повод о себе напомнить. 

– И всё-таки вы продолжаете радовать публику большими сольными концертами?

– Слава богу, они есть, хотя и не так много, как хотелось бы. Концерт в Минске уже три раза переносили из-за пандемии. Что делать, ситуация такая. Мы, артисты, в своём роде солдаты – как скажут, так и будет. Пользуясь случаем, хочу пригласить поклонников 2 апреля на свою монооперу Ф. Пуленка «Человеческий голос» в театр «Геликон-опера».

Досье

Тамара Гвердцители родилась в 1962 г. в Тбилиси. Окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Народная артистка России, народная артистка Грузинской ССР.

Отец принадлежит к древнему грузинскому дворянскому роду, мать – еврейка, внучка одесского раввина. В 1986 г. родила сына Сандро.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru