Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Персона14 сентября 2021 20:13Автор: Михаил Калмацкий

Время отмечать Мехргон

Анзор Назархудоев

Как живут в Москве выходцы из Таджикистана.

Таджикская диаспора в Москве начала формироваться в ­90-е годы. Тогда в столицу России люди бежали из-за гражданской войны. Сейчас большинство приезжает на заработки. В каких отраслях столичной экономики трудятся граждане Таджикистана? Как адаптируются к жизни в Москве?

На вопросы «СтоЛИЧНОСТИ» ответил руководитель общественной организации содействия развитию физической культуры и спорта «Памир» Анзор Назархудоев.

Для работы нужен патент

– Переселенцы из Таджикистана стали появляться в Москве после распада СССР. Тогда это было некоренное население, в основном русскоязычное, – вспоминает Назархудоев. – Дальше были гражданская война, разруха, безработица. И в поисках лучшей жизни в Москву поехали не только русские, но и таджики. Позже люди стали ездить в российскую столицу на время, чтобы заработать денег.

– Как вы оказались в Москве?

– Я родился в Душанбе, учился в русской школе. Приехал в Москву в начале 2000-х. Сначала искал работу, потом занялся ­предпринимательством. Мои дети окончили тут школу. Сын сейчас служит в россий­ской армии, дочь поступает в вуз.

– Сколько сейчас в городе приезжих из Таджикистана?

– В Москве и области – ­450–500 тыс. человек. Цифра в по­следние годы не растёт. Все, кто хотел здесь оказаться навсегда, уже это сделали. А на временную работу прибывают и убывают одни и те же люди. Обычно они трудятся здесь один сезон. Например, на стройке или в сельском хозяйстве работают с апреля и до ноября.

– Строителей много?

– Это самая востребованная сфера. Многие из наших в этом деле уже давно, всему научились и стали хорошими специалистами. Есть даже самостоятельные бригады из приезжих.

Второе по популярности место работы – рынки: продуктовые, вещевые, строительные. На третьем месте – сфера ЖХК. Немало выходцев из Таджикистана можно встретить и в сфере услуг – в общепите или в салонах красоты.

– Патент для работы в Москве надо приобретать?

– Да, но сложностей с этим нет. В миграционном центре Сахарово действует система одного окна, там всё понятно и прозрачно.

– Слышал не раз, что у мигрантов рабочий день – не 8 часов, а куда больше. Это так?

– Надо понимать, что люди приехали сюда на полгода, чтобы улучшить своё благосос­тояние. Для этого они готовы трудиться хоть в две смены. Если на основной работе это не получается, ищут дополнительную. У большинства дома есть семьи, которым отправляют до половины зарплаты. К счастью, доходы в Москве позволяют зарабатывать не только на текущую жизнь, но даже откладывать деньги на покупку жилья на родине или что-то ещё.

Земляки с одной улицы

– Как вообще устроена таджикская диаспора?

– У нас есть свои землячества разных уровней – районов, городов, иногда даже улиц. Каждое землячество выбирает своего руководителя, который взаимодействует с более высоким уровнем. Получается некая вертикаль. Поддер­живать связь друг с другом достаточно просто в наш век технологий. Создаётся группа в одной из соцсетей, и это даёт возможность постоянно быть на связи. Это очень пригодилось в прошлом году во время пандемии.

– Как приезжие пережили это время?

– Было тяжело. Границы закрылись, выехать невозможно. А ведь наши граждане должны каждые 90 дней покидать страну и потом въезжать обратно, чтобы оформить регистрацию и патент. Хорошо, что Правительство РФ разрешило им здесь остаться. Работы стало очень мало – остановились стройки, закрылись рынки, люди остались без зарплаты. Но оплачивать квартиру и что-то кушать надо. Некоторым даже родные из Таджикистана обратно пересылали деньги в Москву. Другим помогла диаспора. Мы выясняли, кто нуждается в помощи, объявляли сбор средств, развозили продуктовые наборы. Не только наши сограждане помогали друг другу, но и местное население.

– Быстро ли осваиваются те, кто приезжает впервые? Всё-таки новая страна, огромный мегаполис.

– Всё зависит от знания языка. Сложнее тем, кому приходится учить его прямо в ходе работы. Но обычно к концу пребывания в Москве даже те, кто приехал сюда, не зная ни слова по-русски, уже прилично говорят. В помощь им – различные курсы от общественных организаций. В вопросах адаптации нам также помогает Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Федерация мигрантов России. У нас с ними очень тесное партнёр­ство.

Что касается знакомства с Москвой, к сожалению, у сезонных рабочих просто нет времени хорошо узнать город. Хотя бывают и знатоки русской культуры, которые находят возможность посмотреть досто­примечательности, посетить Третьяковскую галерею. Знаю и любителей спорта, которые с удовольствием ходят на футбол.

Одна на всех Победа

– Поговорим не о сезонных работниках, а о тех, кто живёт здесь постоянно. Чем они занимаются?

– Среди наших сограждан много квалифицированных специалистов. Есть врачи, есть педагоги. Многие стали гражданами РФ, тем более что разрешено иметь двойное граждан­ство. Эти люди полностью влились в московскую жизнь, связали своё будущее с Россией. Дети тех, кто приехал в Москву в 90-е, уже выросли. Они здесь родились, окончили школы, вузы. У них другое мышление, менталитет. Но мы стараемся, чтобы они не теряли свои корни – знали культуру, традиции своих предков.

– Каким образом?

– Отмечаем все наши главные праздники – Навруз, Ураза-байрам, Курбан-байрам. Или, скажем, древнейший праздник таджикского народа Мехргон. Он приходится на осень, когда собран урожай, а на столах полно даров природы.

Пока не было эпидемиологических ограничений, два раза в месяц проходили концерты артистов, приезжающих из Таджикистана. Есть и спортивные мероприятия. Например, наш «Памир» каждый год организует футбольные турниры районного и городского уровня. Несколько лет назад провели большую спартакиаду на стадионе «Янтарь» в Строгине. Шесть сотен спортсменов, которых поддер­живали 3–4 тыс. зрителей, соревновались в футболе, волейболе, лёгкой атлетике, дзюдо.

– В городских, российских праздниках тоже участвуете?

– Обязательно – День города, спартакиада. И конечно, шествие «Бессмертного полка». Последний раз до пандемии нас даже по телевизору показывали. Мы тогда заранее пригласили желающих собраться у ст. метро «Белорусская», собралось 1,5 тыс. человек. Прошли по Тверской улице через весь центр до ст. метро «Добрынинская». Выглядели очень колоритно, в национальных одеждах с народными инструментами, которые называются «даф» – это такой барабан.

– 9 Мая для Таджикистана такой же большой праздник, как и для России?

– Это наш общий праздник, как и наша общая Победа. У меня два деда не вернулись с войны. Один был артиллеристом, окончил офицерские курсы и отправился на фронт. Но даже не успел вступить в бой. Под Ленинградом их поезд попал под бомбёжку… Второй служил в пехоте. Пропал без вести где-то в Чехии.

– Не могу не спросить о событиях в Афганистане. На ваш взгляд, нет ли угрозы, что экстремистские идеи могут проникнут из Афганистана в соседний Таджикистан или даже в Россию?

– Люди в Таджикистане ищут стабильности и хотят жить в мире. Их больше устраивает тот путь светского, демократического государства, которым сейчас идёт наша страна. Экстремизм развивается, если для этого есть почва, и этому нужно противостоять. Здесь большую роль играет присутствие в Таджикистане 201-й российской военной базы. Экстремизм опасен, это осознают и простые люди, и государство. И все будут работать над тем, чтобы прикрыть возможные лазейки, чтобы он не просочился в Таджикистан и тем более в Россию.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru