Имидж - наше всё?
Быть гастарбайтером сможет не каждый
Москвичи не очень любят иностранцев, приезжающих работать, - это подтверждают разные соцопросы. Но впереди лето, и многие из нас сами устремятся за границу в поисках заработка, а потому рискуют оказаться в таком же положении, в котором находятся граждане союзных республик, «покоряющие Москву».
Выходцы из Средней Азии едут к нам трудиться на низкооплачиваемой или тяжёлой работе (например, на стройках). А куда и на каких условиях едут россияне в поисках лучшей доли? И ждут ли нас там хорошие места с соцпакетом и приветливое отношение со стороны коренного населения?
«Мы были бы наивными идеалистами, если бы думали, что весь Запад толерантен и готов привечать иностранных работников, - объясняет Алла Гербер, президент фонда «Холокост». - В конце концов, разделение на своих и чужих - это нормальное явление для любого социума. Когда россияне отправляются трудиться за рубеж (я говорю не про высококвалифицированных специалистов, а про самые востребованные и низкооплачиваемые профессии), к ним относятся так же, как мы относимся к узбекам, таджикам и другим выходцам из бывших союзных республик. Конечно, в европейских странах с малых лет (особенно в Швеции) людям внушают, что неважно, какой ты расы, вероисповедания, национальности, - важно, какой ты человек. Но существуют расхожие стереотипы о разных народах и разных странах. И наш имидж, к сожалению, очень нехорош. Во-первых, при слове «Россия» идёт моментальная ассоциация с коррупцией, преступностью и насилием. Если японцев принято считать трудолюбивой нацией, то образ россиянина связан с пьянством и ленью. Он постоянно подпитывается очередным скандалом с русскими туристами, которые устроили дебош в отеле «всё включено» или ведут себя как дикари на экскурсиях.
Во-вторых, большинство отправляющихся за рубеж вовсе не рвётся изучать язык, традиции и законы страны, и это порождает конфликты с местным населением. Мы сами обострённо реагируем на нежелание мигрантов вливаться в наше общество, нам не нравится, что они выглядят по-другому, очень плохо знают русский, готовы работать нелегально. Поверьте, за рубежом к иностранцам предъявляют точно такие же претензии.
Есть несколько стран, где россиян может ждать предвзятое отношение. Это Эстония, Латвия и в меньшей степени Литва. Для них мы до сих пор оккупанты, кроме того, граждане этих стран во время Великой Отечественной сражались не только на стороне советских войск, но и на стороне фашистов».
В Турции и других мусульманских странах одиноким россиянкам лучше не искать вакансии вовсе - риск постоянно подвергаться сексуальным домогательствам велик. В индийском штате Гоа нас тоже не особенно ждут. Дело в том, что россияне, перебравшиеся туда в поисках идеального места жительства, любят подхалтуривать нелегально и отнимают работу у индийцев. В Западной Европе и Скандинавии нас готовы принять в качестве обслуживающего персонала (уборщиков, сиделок, нянь, аниматоров, горничных и официантов) или представителей рабочих специальностей (сборщиков урожая, маляров, разнорабочих). Приготовьтесь работать много, но даже не пытайтесь задержаться там после окончания рабочей визы, иначе ваш единственный шанс попасть на родину - это быть депортированным с занесением в чёрный список.
«Я на берег уже две недели не сходила, - рассказала «СтоЛИЧНОСТИ» Елена Крылова, которая уверена, что ей очень повезло получить работу на крупном круизном лайнере в Норвегии. - Работаем без выходных, постоянно подменяем больных коллег (ОРВИ и кишечные инфекции на круизных судах - это проблема, с которой из-за скученности людей в зам-кнутом пространстве почти невозможно бороться). За день у меня есть только пара получасовых перерывов. И, как бы ты ни устал, нужно быть любезной с туристами и всегда улыбаться. В этом смысле моей маме, которая трудится на этом же корабле судомойкой, чуть легче: она хоть и должна приступать к мытью тарелок в 4 часа утра, но зато её рабочее место скрыто от глаз.
Если говорить об отношении скандинавов к рабочим мигрантам, то я бы охарактеризовала его как вежливо-прохладное. Они защищают своих специалистов, поэтому иностранцы могут рассчитывать только на те вакансии, которые не интересуют местных. Конечно, тут свою роль сыграли беженцы (население не особо разбирается, кто здесь временно трудится по визе, а кто висит мёртвым камнем на местном бюджете в статусе беженцев). В Южной Норвегии есть районы, где полно иракцев, сомалийцев, которые живут фактически по своим законам и не хотят ничего менять».
По мнению экспертов, большинство проблем у россиян, трудоустраивающихся за границей, возникает из-за нежелания смотреть правде в глаза. «Многие едут наобум, через сомнительные конторы, даже не проверив, есть ли, например, в США тот клуб, куда их якобы примут официантами, - говорит Гавхар Джураева, руководитель центра «Миграция и закон». - Это прямой путь оказаться «русской Наташей» или стать нелегалом, когда выяснится, что никакого клуба в помине нет. Самое грустное, что, даже будучи обманутыми или втянутыми в незаконную деятельность, часть россиян и не подумает обратиться в полицию или бежать в консульство РФ. Они живут в ужасных условиях, получают в несколько раз меньше, чем легальные работники, и всё равно не уезжают на родину».
Правда, похоже на картину из нашей столичной жизни? В Москве так же живут тысячи узбеков, таджиков, молдован. Для них Россия то же, что для нас Европа и США, - богатая заграница с хорошими зарплатами. Может, всё-таки правы те, кто считает: «Где родился, там и пригодился»?
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07
- 29 октября 2024 20:03