Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование19 апреля 2017 19:33Автор: Надежда Филатова

Когда на Марс? Полёты к звёздам - общечеловеческая идея, объединяющая всех

Фото: из личного архива А. Лазуткина
Герой России Александр Лазуткин

«Пожара в космосе быть не должно, а у меня он был», - рассказывал о своём трудном полёте Герой России Александр Лазуткин гостям Культурного центра ЗИЛ в День космонавтики, 12 апреля. А мы с ним накануне праздника поговорили не только о прошлом, но и о будущем звёздной эры.

Глаза лётчика-космонавта горят, когда он говорит о межпланетных полётах:

- Только представьте, что зав­тра будет вестись прямой репортаж с Марса. Найдите человека, которому это будет неинтересно. Вор не пойдёт на преступление в этот момент, войны на Земле остановятся. Вот она - общемировая идея».

Убрать всё «ненужное»

В 2003 году он придумал уникальный проект - «Космическая одиссея». Его участ­ники должны пройти ряд испытаний, чтобы лучшие из лучших могли совершить хоть и виртуальный, но очень приближенный к реальности полёт к звёздам. Он реализуется в Москве и в Красноярске. Для чего? Неужели даже в звёздном отряде есть дефицит кадров?

- Сначала я планировал молодёжь только познакомить с профессией космонавта. Сейчас мы смотрим дальше, хотим привлечь их к исследовательской деятельности. Предприятиям нашей отрасли по всей стране очень нужны люди, которые умеют решать нестандартные технические задачи. Так что участники «Одиссеи» должны стать лакомым кусочком для производства.

- В одном из интервью космонавт Валерий Токарев так рассказывал про отбор в отряд: «Место медицинского отбора мы называли гестапо, потому что там тебя насквозь сканируют, заставляют что-то выпить, что-то колют, что-то вырезают». Скажите, а как сейчас проверяют здоровье космонавтов?

- Медицинский отбор - к­райне сложная штука. Всё, что не надо, безжалостно удаляют. Зубы мудрости выдирают, аппендицит и гланды вырезают. И этому есть своё объяснение. Полёт в космос - дорогое удовольствие. Ты должен лететь и выполнять задачу. Ничто не должно тебе мешать - ни гланды, ни зубы. Поэтому убирают всё, что потенциально опасно. При этом всё это происходит до того, как будет принято окончательное решение, полетишь ты или нет. Мне повезло: гланды вырезали ещё в детстве. Тем не менее меня списывали трижды. Сначала выявили, что у меня слабая вестибулярная устойчивость. Я пошёл, потренировался - восстановили. Потом комиссии не понравилось, что пульс частит. В третий раз психолог сказал: не годится. Космонавт должен поступать, как военный: написано - встать с левой ноги, значит, он должен встать с левой ноги. Я говорю: «Так я тоже буду читать все инструкции и им следовать». «Нет, - говорит психолог. - Ты по характеру не военный, а учёный». «Так это же хорошо!» - обрадовался я. «Нет, - говорит врач. - Это плохо. Ты обязательно захочешь поступить не так, как написано в инструкции, а по-другому». Но я вас успокою: врачи понимают, что нет таких людей, у которых идеальное здоровье. И не в этом цель. Даже если у тебя есть отклонения, можно их устранить, пройти комиссию и полететь.

- При полёте на самолёте самое тяжёлое, даже по личным ощущениям, - это взлёт и посадка. А как чувствует себя космонавт, когда ракета отрывается от Земли?

- За год до полёта, когда провожал экипаж в космос и знал, что следующим буду я, мне было страшно. А когда настал мой черёд, я был абсолютно спокоен. Прозвучали команды «Ключ на старт!», «Зажигание!», ещё к­оманды… Я только подумал, что сейчас начну волноваться, как ракета оторвалась от Земли, начала расти перегрузка, и она все мои волнения придавила.

В космосе ничего не должно болеть. Всё «ненужное» вырезают ещё на Земле. Фото: личный архив А. Лазуткина

Невозможное  возможно

Во время полёта у нас было много нештатных ситуаций, они шли одна за другой и сформировали у меня своеобразное мышление. Я всё время ждал новых трудностей. Уже к концу полёта понял, что все маловероятные события в жизни случаются. Их надо учитывать. Например, пожар в космосе вообще невозможен. А он был. Никто не предполагал, что откажут все системы. Этого даже на тренировках не отрабатывают, а во время нашего полёта это случилось. Никто не рассчитывает, что корабль ударится о станцию. Но у нас это было. Так что на спуске я ждал, что может случиться какая-то нештатная ситуация. Поначалу всё шло хорошо. Но перед Землёй должны были сработать двигатели мягкой посадки. А они не сработали. Командир Василий Циблиев был опытным, он мне в последний момент успел крикнуть: «Саня, береги зубы!» На долю секунды я задумался: а как их беречь - открыть рот или закрыть? И в это время - мощнейший удар. Как будто огромный великан с гигантским молотом по днищу корабля как долбанёт! Это была последняя точка в череде маловероятных событий. Командир хлопнул меня по коленке и говорит: «Саня, мы живы!»

- Наверное, очень многие в дет­стве мечтают полететь в космос, а потом взвешивают все шансы, плюсы и минусы и становятся бизнесменами, врачами, водителями. А что перевернуло ваше сознание, какая книга кроме бортовой документации заставила двигаться к своей цели?

- Я думаю, что у каждого человека есть своя судьба. Например, я никогда не хотел быть инженером, а собирался стать лётчиком. Но незадолго до выпускного прочитал книжку лётчика-космонавта Владислава Волкова «Шагаем в небо». Он всё так хорошо описал, что у меня в сознании всё поменялось.

- Сейчас полёты в космос уже никого не удивляют. Будничное событие. А когда же будут межпланетные перелёты? Почему нет прогресса?

- Когда начиналась космическая эра, прогресс был очень быст­рым. Потом наша страна переживала непростой этап, было не до того. А в это время Европа создала свою космическую отрасль, Япония, Китай. Так что теперь сформировалась «могучая кучка», которая по своему научно-техническому потенциалу готова сделать следующий шаг. По техническим возможно­стям мы можем летать и на Луну, и на Марс. Что для этого нужно? Объединиться!

Интересные факты

Александр Лазуткин родился в 1957 г. в Москве. Окончил Московский авиационный институт по специально­сти «инженер-механик». Свой полёт совершил с 10 февраля по 15 августа 1997 г.
вместе с космонавтом Василием Циблиевым. Это была одна из самых тяжёлых экспедиций в истории отечественной космонавтики. За 184 дня на станции несколько раз отказывала техника, произошла утечка ядовитого этиленгликоля, случились пожар и столкновение с грузовым кораблём, что привело к разгерметизации одного из отсеков. И только мужество космонавтов позволило сохранить им жизнь и не потерять станцию.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru