Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование19 мая 2021 03:37Автор: Константин Кудряшов

Наша общая Победа

Фото: Эдуард Кудрявицкий

Фашизм был повержен благодаря всем народам многонациональной страны.

В этом году 9 Мая наша страна отметила 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Впереди – 80-летие Битвы за Москву, которую защищали с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. Ни одна столица мира не дала такого мощного отпора Гитлеру. Именно под Моск­вой он потерпел своё первое серьёзное поражение. И заслуга в этом, как и в целом в Победе над фашизмом, всех народов Советского Союза.

О том, как проявляли себя представители разных национальностей на полях сражений и какой потенциал несёт в себе ощущение единства, «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал заведующий Центром истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

– Михаил Юрьевич, делалась ли в среде руководства гитлеровской Германии ставка на раскол советского общества и Совет­ской армии по национальному признаку?

– Конечно! Эта ставка была одной из самых важных. Руководство гитлеровской Германии искренне полагало, что после первых сражений начнут откалываться национальные образования – союзные и автономные республики в составе Союза. В Третьем рейхе считали, что все эти народы угнетены «жидо-большевистским», как они говорили, государством. Что они ненавидят советскую власть. У гитлеровцев вообще было превратное представление о нашей национальной политике и о нашем строе. Просто по той причине, что они были ослеплены своей расовой теорией. Они говорили о том, что те народы, которые «покорены Россией», обязательно отколются, что из армии начнётся массовое дезертирство представителей «угнетённых народов», и тогда победа в войне обеспечена автоматически. Но они полностью просчитались.

– Можно ли сказать, что именно оборона Москвы, или, как называют эту операцию, Битва за Москву, показала стойкость многонациональной Рабоче-крестьянской Красной армии?

– Да. Мы знаем, что особую стойкость при обороне Москвы проявила 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, которая потом стала 8-й гвардейской дивизией. Но где она формировалась? В Алма-Ате, из жителей Казахской и Киргизской ССР. Кстати, в Киргизии, в Бишкеке уже в 1942 г. был поставлен чуть ли не первый памятник Великой Отечественной войны – памятник генералу Панфилову. Республика поставила памятник генералу, русскому по происхождению, в дивизии которого воевали казахи, киргизы, украинцы, русские, белорусы… И все они проявили невиданную стойкость. Хрестоматийный пример – бой в ноябре 1941 г. у разъезда Дубосеково. Те самые 28 панфиловцев, остановивших лавину немецких танков, – среди них ведь тоже представители разных национальностей.

Но оборона Москвы на этом не закончилась. Ещё в 1942 г., когда уже пошло контрнаступление наших войск, существовала вероятность того, что немцы смогут собраться и нанести по столице удар. Особенно опасным в этом плане было Ржевское направление.

Здесь мне хотелось бы рассказать подробнее. В конце апреля, закончилась Вахта памяти Российского военно-исторического общества «Ржев. Калининский фронт». Найдено более 300 останков наших бойцов и командиров – они торжественно захоронены. В том числе найдено 9 медальонов – установлены имена погибших героев. Среди бойцов русские, татары, казахи, украинцы… В одной воронке были найдены останки двух казахских бойцов с медальонами. Фамилия одного Жуманов, а другого – Жумабеков. Оба они из Казах­стана, из одной и той же Акмолинской обл. – земляки, друзья. У них даже данные медальонов написаны одним почерком! Сотрудники РВИО нашли дочь Комена Жуманова – ей 83 года, она планирует приехать в Москву 22 июня.

На мой взгляд, Московская битва – начало коренного перелома в войне. Тогда стало ясно, что Гитлеру не удаст­ся раздробить нас по национальному признаку.

«Дальше Москвы земли нет»

– В боях Великой Отечественной войны принимало участие и Московское ополчение. Кто в него входил? Как оно себя проявило?

– 16 дивизий народного ополчения, созданные летом и осенью 1941 г., внесли неоценимый вклад в оборону столицы. Комплектовались они по районному принципу: без разделения на возраст, профессии и происхождение. В качест­ве примера можно привести 4-ю дивизию Добровольного народного ополчения Москвы, которая формировалась из жителей Куйбышевского района столицы, – сейчас это 10 москов­ских районов из ВАО и СВАО. Личный состав дивизии был укомплектован бойцами 33 (!) национальностей. Все они чувст­вовали себя членами одной семьи, объединённой единой целью – защитить свою страну, свой родной дом.

Москва ведь исторически возникла как многонациональный город, на землях, где до прихода славян уже жили, например, финно-угорские племена, которые с полным правом участвовали в город­ской жизни. Иные входили и в круги элиты. Позже в московскую элиту вливались и представители ордынской знати, и немцы, и греки… Москва была домом для всех них. Все они служили своей стране и своему народу, уже тогда многонациональному.

То же самое можно сказать и о времени Великой Отечест­венной войны. Москва по-прежнему оставалась домом для всех. Дух единения проявлялся и в дивизиях народного ополчения. Ведь это были очень крепкие дивизии, и нем­цы их, безусловно, боялись. Потом они были переформированы в обычные стрелковые соединения и с честь­ю закончили войну. Да, потери среди них были большие, и состав соответственно менялся. Но командный костяк и, главное, традиции духа оставались неизменными.

– А те же самые казахи, киргизы и другие, чья малая родина находилась за тысячи километров от Москвы, они ощущали её своей столицей, за которую надо драться и умирать?

– Безусловно. И офицеры, и рядовые из союзных и автономных республик отлично понимали, что если Москва падёт, то падёт и всё государство и все они окажутся в гитлеровской кабале. Московская битва выявила эти настроения наиболее выпукло и чётко. Именно здесь маятник войны качнулся в правильную сторону. Здесь были мобилизованы все резервы, все ресурсы. В том числе и ресурс человеческого духа. Прекрасные свидетельства об этом оставил писатель Александр Бек. Выходец из семьи обрусевших датчан, он записался в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения, участвовал в боях под Вязьмой и дошёл до Берлина как военный корреспондент. ­Описывая бои за Москву, Александр Альфредович часто упоминал казахских бойцов, которые искренне считали, что дальше Москвы земли нет. По его словам, командиры из Казахской ССР просто отрезали карту земель восточнее Москвы, давая таким образом понять, что – всё. Дальше немцы не должны пройти. Именно так поступил один из панфиловцев – Герой Советского Союза старший лейтенант Бауыржан Момыш-Улы.

Плавильный котёл

Москва ведь была столицей общей для всех Родины, где каждая нация чувствовала себя комфортно, спокойно и уверенно. Кроме того, у нас практиковалась поддержка перспективных национальных кадров. Им старались дать образование, выдвигали на ведущие посты. Такого не было нигде в мире. Да и сейчас нет – знаменитый «плавильный котёл» США, в котором хотели сформировать единый народ, постоянно давал осечки. Там некомфортно себя чувствовали сначала чернокожее население и латиноамериканцы. Теперь уже с комфортом прощается и белое население… Плавильного котла у них не получилось. А у нас получилось. В СССР и каждая нация оставалась собой – со своей культурой и идентичностью, – и в то же время было ощущение единст­ва. От этого возникало чувство силы, подъёма, непобедимости.

Сейчас ситуация с формальной точки зрения изменилась. СССР больше нет. Россий­ская Федерация – президентская республика, скроенная по иным лекалам. Но традиция уважительного отношения к каждому народу, к каждой нации, традиции совместного труда и борьбы, они, конечно, остались. И их обязательно нужно поддерживать – это залог нашей общей силы. Опыт Великой Отечественной войны, опыт обороны Москвы в этом деле не имеет цены.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru